вконтакт    фейсбук    твиттер    википедия

 Общие вопросы:  info@vob.su

Пресс-служба:  press@vob.su

Регионы:  region@vob.su



До матча Россия - Чехия осталось:

 

Адрес: Москва, Товарищеский переулок, д.20, с.1

Режим работы: Пн - Пт с 10:00 до 19:00

Телефон: +7(495) 968-41-02

Факс: +7(495) 637-05-76

 

Права полиции при задержании и аресте

Деятельность органов милиции строго регламентирована действующим законодательством и осуществляется в соответствии с нормами Законов РФ «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-процессуальным Кодексом РФ, Кодексом РФ «Об административных правонарушениях».

Оперативно - розыскные мероприятия, как и следственные действия, направлены на борьбу с преступностью и носят правовой характер. Различия между ними обусловлены тем, что они совершаются в различных правовых режимах и проявляются в следующем. Во-первых, неодинакова правовая основа их производства, поскольку следователь действует на основании уголовно - процессуального закона, а оперативно - розыскная деятельность базируется на Законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Во-вторых, отличаются пределы производства упомянутых действий: для производства следственных действий необходимо наличие возбужденного уголовного дела, в то время как оперативно - розыскные мероприятия могут проводиться до возбуждения уголовного дела. В-третьих, различны результаты этих действий: итогом следственных действий являются доказательства; итогом оперативно - розыскных, как правило, - лишь сведения об источниках тех фактов, которые могут стать доказательством только после их закрепления процессуальным путем.

Опрос - специальная беседа, проводимая с гражданами, которым могут быть известны сведения об исследуемом событии или причастных к нему лицах. В теории и практике оперативно - розыскной деятельности это мероприятие носит традиционное название - разведывательный опрос, что указывает на его исследовательский, поисковый характер, направленность на обнаружение (выявление) скрытой информации, имеющей значение для решения задач борьбы с преступностью. Объектами опроса могут быть любые лица, располагающие оперативно значимой информацией, независимо от гражданства, возраста, должностного и социального положения, психического состояния, религиозных убеждений и любых других обстоятельств.

Опрос допускается только при добровольном согласии лица на беседу. Он может проводиться как по месту нахождения граждан, так и в служебном помещении правоохранительного органа. Лица, отказавшиеся явиться для беседы по приглашению, не могут быть подвергнуты приводу. Опрос может осуществляться самим оперативным работником либо другим должностным лицом, действующим по его поручению.
В соответствии со ст. 15 Закона об ОРД сотрудники оперативных аппаратов, проводя опрос, из тактических соображений имеют право скрывать истинные цели беседы либо свою профессиональную принадлежность.

Опрос может носить конфиденциальный характер. Если просьба о сохранении конфиденциальности поступила со стороны опрашиваемого, то сотрудники правоохранительных органов обязаны сохранить в тайне источник информации в соответствии с ч. 1 ст. 17 комментируемого Закона. Такое лицо может впоследствии допрашиваться в качестве свидетеля лишь при его письменном согласии, как того требует ч. 2 ст. 12 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Результаты опроса при согласии опрашиваемого могут быть оформлены объяснением (заявлением, явкой с повинной) либо рапортом (справкой) должностного лица. Если информация получена при условии конфиденциальности, то рапорт (справка) хранится и используется по правилам секретного делопроизводства и к материалам уголовного дела приобщен быть не может. При проведении опросов могут использоваться технические средства фиксации проводимого мероприятия и полученной при этом информации. Использование специальных технических средств должно оформляться рапортом сотрудника, их применявшего.

Аналогично производится и профилактическая беседа. В каждом конкретном случае необходимость явки в отделение полиции желательно согласовать с Вашим адвокатом.

Вызовы в отделение полиции в рамках административного производства в качестве свидетеля либо лица, подлежащего привлечению к административной ответственности являются обязательными для вызываемых лиц. В случае неявки без уважительных причин лицо может быть подвергнуто принудительному приводу либо административному штрафу.

Аналогичен порядок применения санкций принуждения за невыполнение требований сотрудников правоохранительных органов (следователя, прокурора, дознавателя, оперативного сотрудника) о явке в качестве свидетеля, подозреваемого, обвиняемого при производстве предварительного расследования уголовного дела.

1. Осуществление вызова в отделение полиции.

            Оперативный сотрудник подразделения полиции имеет право вызвать любое лицо при наличии достаточных к тому оснований для опроса, проведения профилактической беседы, а также для проведения ряда следственных действий, порученных ему в рамках расследуемого уголовного дела.

Вызов к такому лицу может быть осуществлен повесткой, телефонограммой, факсовым сообщением, а также любым иным способом с применением существующих средств связи.

Как было указано выше, явка лица для дачи объяснения при отсутствии возбужденного уголовного дела носит добровольный характер, и, соответственно, отказ явиться по вызову в этом случае не несет за собой каких-либо мер принудительного воздействия.
Вызов лица в отделение полиции в рамках возбужденного и расследуемого уголовного дела регламентируется ст. 188 УПК РФ. Согласно указанной норме вызов лица  на допрос в качестве свидетеля, потерпевшего осуществляется повесткой, в которой указывается, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин. Повестка вручается лицу, вызываемому на допрос, под расписку либо передается с помощью средств связи. В случае временного отсутствия лица, вызываемого на допрос, повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту его работы или по поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку лицу, вызываемому на допрос.

Лицо, вызываемое на допрос, обязано явиться в назначенный срок либо заранее уведомить следователя о причинах неявки. В случае неявки без уважительных причин лицо, вызываемое на допрос, может быть подвергнуто приводу либо к нему могут быть применены иные меры процессуального принуждения.

Лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок вызова на допрос допускается лишь в случае, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела. 

2. Кто имеет право прийти в жилое помещение, правила проведения обыска и осмотра места происшествия, личный обыск.

            Сотрудники полиции, в т.ч. участковые инспектора, оперативные сотрудники имеют право входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан полиция уведомляет прокурора в течение 24 часов. Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, является следственным действием и производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (ст.176 УПК РФ).

В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

Порядок производства осмотра регламентируется ст. 177 УПК РФ, согласно которой осмотр производится с участием понятых, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 170 Кодекса, а именно:

В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, осмотр может производиться без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись. В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.

Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного действия, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.

Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра.

Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 УПК РФ.

Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.

   Основания и порядок проведения обыска содержатся в ст. 182 УПК РФ:
1. Основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.

2. Обыск производится на основании постановления следователя.

3. Обыск в жилище производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 УПК РФ.

4. До начала обыска следователь предъявляет постановление о его производстве, а в случаях, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, - судебное решение, разрешающее его производство.

5. До начала обыска следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить обыск.

6. При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества.

7. Следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц.

8. Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска.

9. При производстве обыска во всяком случае изымаются предметы и документы, изъятые из оборота.

10. Изъятые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц.

11. При производстве обыска участвуют лицо, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи. При производстве обыска вправе присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск.

12. При производстве обыска составляется протокол в соответствии со статьями 166 и 167 УПК РФ.

13. В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости.

14. Если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры.

15. Копия протокола вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации.

16. Обыск может производиться и в целях обнаружения разыскиваемых лиц и трупов.

При наличии к тому оснований и согласно вышеуказанному порядку может быть произведен личный обыск  подозреваемого, обвиняемого в целях обнаружения и изъятия предметов и документов, могущих иметь значение для уголовного дела(ст.182 УПК РФ)
Личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.

3. Как следует действовать при задержании и аресте

         Если документы у Вас при себе в наличии, а сотрудники полиции настаивают на том, чтобы Вы проехали в отделение, не спорьте, и выполняйте требования сотрудников полиции. При задержании и доставлении ведите себя корректно, не провоцируйте сотрудников полиции на применение к Вам силовых методов. Постарайтесь запомнить время, место и обстоятельства задержания, лиц, которые в случае необходимости смогут подтвердить эти обстоятельства.

При доставлении Вас в отделение полиции постарайтесь обратить на себя внимание граждан находящихся там, познакомьтесь с ними, они являются очевидцами, и могут стать свидетелями возможных неправомерных действий сотрудников полиции, совершенных в отношении Вас (грубость, побои и пр.)

Во всех случаях задержания в отделении полиции Вам должны быть объявлены причины Вашего задержания.

В случае объявления Вам о подозрении в совершении какого-либо преступления требуйте предоставить Вам возможность защиты конкретным адвокатом, с указанием его Ф.И.О, отказывайтесь от услуг тех адвокатов, которых Вам будут советовать сотрудники полиции.

В отсутствие защитника откажитесь давать показания. Если обстоятельства будут складываться таким образом, что на Вас будет оказано физическое воздействие. либо существует реальная угроза такого воздействия, не стройте из себя героев, давайте показания, при этом в протоколе собственной рукой напишите фразу о том, что Вам необходима помощь адвоката.

4. Правомерность применения физической силы и спец. средств сотрудниками полиции при задержании

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов, уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

5. Неправомерные действия со стороны сотрудников милиции, находящихся не при исполнении своих служебных обязанностей.

     Любые неправомерные действия граждан, в том числе и сотрудников полиции, которые находятся не при исполнении своих служебных обязанностей влекут за собой ответственность, предусмотренную административным и уголовным законодательством РФ.

Если в ходе конфликта возникают обоснованные предположения о том, что в этом конфликте принимает участие сотрудник полиции, представляется целесообразным обратить внимание посторонних граждан на происходящее событие в целях обеспечения потенциальных свидетелей данного происшествия, незамедлительно сообщить в службу собственной безопасности данного территориального управления МВД г. либо в дежурную часть территориального управления МВД о неправомерных действиях сотрудников полиции с просьбой принять меры к указанным лицам.

Действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

 
Российский Футбольный Союз Футбольная Национальная Лига Российская Футбольная Премьер-Лига МЕГАФЛАГ UMBRO Диалог-Конверсия Символ Лэнд МОСКОМСПОРТ Профессиональная Футбольная Лига Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ